Практически любой проект начинается с дискавери фазы. Обычно, она предшествует фазе разработки, но бывает и проводится в параллель. Продолжительность фазы, ее цели, вовлеченные специалисты и результаты очень отличаются от проекта к проекту. Мы все привыкли к определенной высокоуровневой методологии дискавери фазы, но каждый раз адаптируем ее к конкретному проекту, руководствуясь его спецификой, имеющимися ограничениями и предположениями.
Ниже я хотела бы поделиться наблюдениями из собственного опыта относительно аспектов, на которые следует обращать внимание при планировании и проведении дискавери для проектов из медицинской отрасли.
Следует отметить, что термин "медицинская отрасль" в данном случае является очень широким понятием. Поэтому, для начала, дадим ему определение. Под медицинскими проектами мы понимаем любые проекты, целью которых является создание решения для работников медицинской отрасли и/или потребителей медицинских услуг, информации или товаров.
Итак, на что обращать внимание, если ваш проект подпадает под описание выше?
Регуляционные политики и правила. Один из важнейших вопросов, на которые нужно ответить это – является ли ваше решение медицинским продуктом? Для этого нужно понимать географию реализации решения, выяснить, какая именно организация отвечает за определение и сертификацию медицинского продукта, изучить соответствующую документацию.
Если оказывается, что вы имеете дело с медицинским продуктом, вам нужно сразу планировать всю проектную документацию (начиная с дискавери фазы!) и будущий релиз план в соответствии с требованиями соответствующей организации.
Здесь есть несколько потенциальных подводных камней:
Может оказаться, что клиент не считал запланированный продукт медицинским и не рассчитывал на дополнительные расходы. А их немало – консультант по регуляционным вопросам, дополнительное время для создания подробной документации, многочисленные активности с подачей на сертификацию и т.д. Кроме того, может оказаться, что желаемые дедлайны выхода на рынок нереалистичны именно из-за сложного и долговременного процесса сертификации.
Ситуацию может осложнять необходимость выхода на более чем один географический рынок. Может оказаться, что нужно получать две сертификации в двух разных учреждениях или в одной стране ваш продукт считается медицинским одной категории, а в другой стране категория иная. Это налагает разные требования к процессу работы над документацией и, конечно, к конечному набору документов.
Следует помнить, что регуляция очень тонкая и сложная вещь. Иногда наличие одной небольшой функциональности делает продукт медицинским. А убрав ее, вы избавляетесь от необходимости думать обо всех этих процессах. Не редкость когда в ходе дискавери решают отказаться от некоторой функциональности для экономии времени на регулятивных процессах и быстрого выхода первой версии продукта на рынок. Конечно, если все это не противоречит глобальным бизнес-целям.
Хранение и передача данных. Конечно, есть определенные требования к работе с персональными данными, но когда мы говорим о персональных медицинских данных (PHI – Personal health information), то имеем в виду дополнительные требования. Поэтому если, например, клиент говорит, что можно упустить функциональность хранения каких-либо медицинских документов в системе с соответствующими ролями, а вместо того отправлять документы обычной почтой от врача пациенту и наоборот, следует упомянуть о PHI и требованиях к ним.
Иногда, кажущаяся простой функциональность, скажем фотографирование рецепта врача пациентом на собственный телефон, может привести к горячим дебатам именно с точки зрения PHI. Вот представьте, вы фотографируете рецепт через медицинское приложение на ваш телефон, чтобы тот автоматически отправил его вашей страховой компании. Приложение отправляет фото, но не успевает его вовремя удалить с телефона и оно попадает в ваше облачное хранилище, без вашего ведома. Не противоречит ли это требованиям о PHI? Для Германии (а это реальный пример), как оказалось, противоречит.
Специфика задач бизнес-аналитика. Работая с медицинскими проектами, мы сталкиваемся как с ограничениями, так и с преимуществами по сравнению с другими сферами.
Для подготовки к интервью с врачами нужно каждый раз учить новые термины. Врачи обычно очень заняты и лучше изучить все что можно из открытых источников, прежде чем задавать вопросы. Кроме того, они общаются на собственном "врачебном" языке, и придя неподготовленным, вы рискуете потратить все время интервью только на выяснение терминов.
Если есть необходимость привлекать реальных пациентов для изучения бизнес-процессов или для валидации идей, нельзя забывать об этической стороне вопроса. Очень часто лучшим решением является инструктировать медицинского работника, к которому пациенты привыкли, чтобы он/она собрали для вас информацию.
Без SME (Subject matter expert) не обойтись. Вы можете изучить термины, общеизвестную информацию и даже пройти какие-то теоретические курсы. Но медицинская сфера невероятно разнообразна с огромным количеством направлений, которые отличаются от страны к стране. А значит, наладьте отношения со SME и пусть они станут вашим источником знаний на всю фазу дискавери.
Чем больше эмпатии вы проявляете, тем лучше результаты вашей работы. Медицинская сфера – это о людях и для людей. Изучая потребности пациентов и врачей, создавайте персоны, рассказывайте об их пути, о том, как создаваемый вашей командой продукт должен помочь. Это все усиливает эмпатию, а следовательно и уровень вовлечения команды в рабочий процесс.
Фокус проектов в медицинской отрасли почти всегда сконцентрирован на желании помочь, улучшить и облегчить жизнь. Поэтому прибыль, являющаяся целью любых инвестиций, в нашем случае можно считать производной. Фокусируясь на конечном потребителе и применяя эмпатию, чтобы лучше его понять, можно создать действительно нужный рынку продукт. Перевод - Денис Гобов Расписание тренингов по бизнес-анализу и анализу данных от Art of Business Analysis
Comentarios